В многодетной семье Ильи и Ольги Оводовых из посёлка Менделеево под Солнечногорском больше двух лет назад появилась приёмная дочка Анжела. Слепой девочке было тяжело привыкнуть к семье, да и учёба давалась нелегко. На счастье, в местной школе нашелся тифлопедагог, готовый заниматься с ребенком по учебникам Брайля. Однако на подготовку к одному уроку у пожилой учительницы уходил целый день, ведь перевести шрифт Брайля на обычный язык – задача не из лёгких. Отец семейства решил эту проблему, создав программу-переводчик, аналогов которой нет в мире.

Илья Оводов – специалист по компьютерному зрению. Мужчина работает в данной сфере уже много лет.

– Занимаемся мы созданием алгоритмов для распознавания компьютером различных классов предметов, текстов и так далее. И могу сказать, за последние несколько лет технологии далеко шагнули вперед и во многих моментах искусственный интеллект уже превосходит человеческий, – рассказывает он.

Всего в семье Ольги и Ильи восемь детей. Трое родных и пятеро приемных. Девятилетнюю Анжелу забрали из Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих. Интересно, что о её переводе из Кургановского дома ребенка именно сюда много лет назад позаботилась сама Диана Гурцкая.

– Мы сразу задумались, как будем обучать ребёнка, но выход нашелся сам собой. Оказалось, что дефектолог местной Менделеевской школы по специальности тифлопедагог, и она согласилась заниматься с Анжелой, – отметил Илья. – Мы были просто счастливы. Но через полгода учительница стала понимать, что в её почтенном возрасте ей очень тяжело готовиться к занятиям.

Шрифт Брайля состоит из выпуклых белых точки на белом фоне. Различить символы зрячему человеку, даже знающему шрифт Брайля, очень непросто. Научиться читать пальцами также проблематично: даже среди профессиональных тифлопедагогов этим методом владеют немногие. Тактильные ощущения у здоровых не так сильно развиты, как у слепых.

Илья начал писать программу самостоятельно. Необходимо было составить алгоритм, который бы не только распознавал точки и их последовательность, но и определял сам текст. Первые тесты сервиса прошли на специализированных китайских текстах с разметкой Брайля. Когда механизм начал более или менее их распознавать, Оводов перешел к русским стихотворениям для детей.

– Когда программа начала распознавать детские стишки и практически правильно их переводить, я давал более сложные задачи. Таким образом, через год мы смогли переводить учебники, по которым учится дочка, – рассказывает Илья. – Мало того что это стало огромной помощью для учителя, мы с женой теперь можем помогать Анжеле с домашними заданиями и заниматься с ней самостоятельно.

Программа получила название Angelina braille reader в честь дочери Ильи. Пользоваться программой достаточно просто: необходимо сфотографировать текст со шрифтом Брайля, а после загрузить на сайт, который его переведет.

Полгода назад Илья Оводов начал делиться программой в сообществах, рассказывать друзьям и знакомым. А после выложил в интернет для общего доступа. Так о сервисе узнали родители незрячих детей не только по всей России, но и всему миру.

– Сейчас у нас около 150 постоянных пользователей, большинство проживает в Подмосковье, но есть люди из Новосибирска, Тольятти, Санкт-Петербурга и даже русскоязычная семья со слепым ребенком из Австралии, – говорит создатель алгоритма. – Когда они показали программу в местной школе, учителя были в восторге. И спрашивали: почему нет английского варианта? Обязательно нужно сделать!

По словам Ильи, перевод на другие языки требует дополнительного времени, которое сейчас найти крайне сложно. Скорее всего, он выложит в открытый доступ программный код, чтобы кто-нибудь сделал сервисы на других языках. В планах у Оводова также сделать сайт красивым и более удобным для пользователей, а еще создать мобильное приложение. Чтобы реализовать эти цели, программист решил представить свой проект на премию «Мы рядом».

– На развитие нужны средства, которых в нашей семье не так много, – отметил Илья. – Делать сервис платным я не собираюсь, совесть не позволит брать деньги с людей, которым он нужен буквально как воздух. Надеюсь, что найдутся люди, которые меня поддержат, вместе мы доведем программу до ума. Хочется, чтобы о ней узнало как можно больше людей.