Судьбой боевой машины, пропавшей в районе деревни Палицы под Одинцовом, военные поисковики заинтересовались ещё в 1997 году. Известно, что именно там шли ожесточенные бои. На след воздушной субмарины их навела могила лётчика в Масловском лесу. Однако многолетние поис­ки обломков самолёта не приводили к успеху. И лишь недавно поисковикам улыбнулась удача.

Для поискового отряда «Вымпел», который состоит из бывших и действующих офицеров Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, нынешнее лето стало переломным: более двадцати лет они выясняли судьбу боевой машины, и наконец эта работа увенчалась успехом.

– Всё началось с рассказа местных жителей, как зимой 1941–1942 годов две местные жительницы нашли в лесу погибшего лётчика и захоронили его. Известно только, что пилота звали Аркадием. Люди ухаживали за могилой, к ней местные приходят 9 Мая и по сей день, – рассказал заместитель командира отряда «Вымпел», лётчик-штурман Сергей Саранцев.

Никаких данных о самолёте изначально не было. Возможные очевидцы тех событий умерли. Но офицеры не теряли надежды раскрыть тайну этой катастрофы. Бывший командир поискового отряда Андрей Клишин стал специально ходить в архив и читать записи лётчиков, воевавших с обеих сторон.

– В архиве найден дневник немецкого лейтенанта Герхарда Линке, – говорит подполковник запаса Саранцев. – Фрагмент от 1941 года гласит: «Около 20 ч. три низколетящих биплана сбросили листовки, но это бесчинство не причинило нам никакого вреда. Они появляются и над Палицами. Караульный, охраняющий штаб, хватает карабин и сбивает тремя выстрелами одну из машин. Она загорается. Холодно, ясное звёздное небо, снег скрипит под ногами». Судя по описанию, мы поняли, что это мог быть У-2.

Так назывался деревянный самолёт, считавшийся «кукурузником» и летавший на малых высотах. В войну У-2 стали использовать как самолёт-разведчик и даже бомбардировщик.

Когда бывший командир отряда заболел и умер, поис­ки приостановились. Отсутствие результата во многом демотивировало поисковиков. Но в один из приездов местные показали офицерам фотографию с металлической деталью самолёта. Кто её нашел – было непонятно, но глаза офицеров вновь загорелись. В 2019 году было решено попытаться ещё раз прочесать всю местность. Сначала с металлоискателями выходили только нынешний командир отряда Владимир Олейник и его зам Сергей Саранцев.

– В конце июня мы обнаружили пятно обломков и место падения, – сказал замкомандира отряда. – Были мелкие обломки дюраля, другие железные элементы самолёта и двигателя.

Это лесное место находится в полукилометре от деревни Палицы и километре от могилы лётчика. Дальнейшие поиски были локализованы. Присоединились коллеги из отрядов «КитежЪ» и «Азимут». Совместными усилиями извлекли из земли коленчатый вал двигателя, его цилиндр и педальный узел одной из двух кабин. По найденным элементам стало понятно, что у машины был двигатель воздушного охлаждения, что убеж­дало в правдивости версии о самолёте У-2.

Окончательную точку в вопросе марки самолёта поставил самый юный участник экспедиции, сын одного из поисковиков «Вымпела» Андрей Байдаков. Он нашёл шильдик с заводским номером самолёта.

Запросы с учётом полученной информации направили в архивы, и прежде всего в Мин­обороны России. Готовность оказать помощь выразили военные комиссариаты Московской области и Одинцова. Поисковики верят, что теперь удастся установить личность пилота и авиаполк, к которому он был приписан.