10 октября в рамках историко-патриотического проекта «Солдатская азбука» в библиотеке посёлка Лесного Городского округа Пушкинский прошла интерактивная лекция по оказанию первой помощи на передовой во время Великой Отечественной войны.

Федеральное агентство по делам молодёжи оказало грантовую поддержку для реализации проекта, который инициировала молодёжь округа. С встречи в лесновской библиотеке начался цикл интерактивных лекций «Солдатская наука». Мероприятие провёл реконструктор и краевед Роман Чикин.

Он показал санитарную сумку, в которой находится содержимое в том же виде, как это было во время Великой Отечественной войны. Многие из предметов подлинные.

«Все эти предметы из моей собственной коллекции. Я занимаюсь изучением военной истории, в том числе практической её стороны. Это так называемая living history – живая история. Когда есть возможность рассказать в таком варианте, это вызывает гораздо больший интерес, чем обычная стандартная лекция», – пояснил Роман.

Многие, как и участники мастер-классы, среди которых были в основном дети, путают медсестёр, которые работают непосредственно в госпиталях, и санитарок. Во время боевых действий с поля раненых уносили именно санитарки. У каждого санитара была специальная сумка с 28 карманами – в Ельдигине была сумка 1945 года. Каждый из них был пронумерован, чтобы на передовой было проще ориентироваться в экстренной ситуации. 

Реконструктор рассказал о видах кровотечений и показал резиновый жгут, которым во время сражения останавливали артериальное. Так как врачу, который будет лечить рану дальше, необходимо точно знать время, когда жгут был наложен, в сумке у санитара всегда находится блокнот. На листке писалось время.

В сумке всегда лежал индивидуальный перевязочный пакет (ИПП). В нём была булавка, с помощью которой крепили повязку, бинтовые подушечки (использовали при сквозных ранах). Сам ИПП внутри обшит резиной. Если было ранено лёгкое, то мог образовываться пневмоторакс – скопление воздуха. Чтобы этого не случилось, резиновым покрытием закрывали рану – обеспечивали герметичность.

Кроме того, участникам показали медицинские ножницы с закругленными концами, чтобы при перевязке не поранить солдата дополнительно. Санитарный нож чаще был в ходу зимой. Бинт нужно накладывать непосредственно на рану, а в холодное время года боец, как правило, в подбушлатнике. И ножом приходилось резать одежду.

В фильме «Они сражались за Родину» герой Сергея Бондарчука был ранен в ногу. Сапог снимать было нельзя, так как это повредит ногу ещё больше. Хирург в кадре с помощью санножа разрезает сапог, а персонаж возмущается, что обувь была хорошей, и больше такой не найти.
У санитара всегда с собой были коробочки с ампулами – нашатырный спирт, йод.

Такая же сумка была у санитарного инструктора, который имел право лечить. У него с собой были дополнительно градусник и скальпель.
Для того, чтобы зафиксировать перелом, использовали санитарную косынку. Детям в библиотеке этот предмет понравился особенно, и многие после мастер-класса учились друг на друге использовать этот предмет. У санитаров была шина Крамера, которой тоже фиксировались суставы при переломах.

«Советская медицина во время Великой Отечественной войны была признана лучшей в мире. 75 процентов раненых снова вернулись в строй. 90 процентов заболевших тоже возвращались на поле боя», – отметил Роман Чикин.

Он рассказал, из чего состоит форма санитара или инструктора. На одежде всегда была эмблема со змеёй и чашей. Околыш фуражки должен был быть тёмно-зелёного цвета и с красным кантом. В снаряжении необходимо было носить 2 фляги, 2 противогаза – себе и больному. Сумка с средствами оказания первой помощи весила около 3,5 килограммов. По штату оружие было не положено, но унося раненого, обязательно было забрать его оружие.

«Поэтому девушки-санитарки, которые при полном обмундировании вынуждены были ползти и тащить на себе взрослого мужчину, совершили огромное количество подвигов во время войны», – подчеркнул Роман.
Он показал набор хирургических инструментов, который в специальном чехле компактно сворачивались в рулон. Здесь были ножницы – простые и с изгибами, языкодержатель (держали язык при лечении зуба или ран в ротовой полости), инструмент для фиксации челюсти, зажим, иглодержатель, ванночки, шприцы с металлическим поршнем. Были и приборы для бритья. К примеру, если человек ранен в голову, то выбривали этот участок, чтобы проводить дальнейшие манипуляции.

В завершение Роман поделился: «Я являюсь преподавателем медицинского колледжа, где обязательно изучение правил оказания первой медицинской помощи. Учитывая, что все будущие медицинские работники становятся военнообязанными гражданами, они должны в том числе знать и армейскую медицинскую структуру, и правила оказания первой помощи на поле боя. В 30-40 годы закладывалась основа медицинской системы нашей страны. Огромный опыт был получен в период Великой Отечественной войны: были сделаны многие открытия, изобретения. К тому же основы оказания первой помощи на передовой до сих пор актуальны. За 70 лет ничего не изменилось. Кровь так же останавливают с использованием жгута, переломы мы так же иммобилизируем и шинируем».

Следующее мероприятие пройдёт в библиотеке в Лесном 17 октября. Тема - солдатский быт, питание, гигиена, войсковое хозяйство в РККА.