Лекцию о репрессированном композиторе Всеволоде Петровиче Задерацком организовали жители Городского округа Пушкинский в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий. Мероприятие прошло в джаз клубе «Арт-Ликор».
Музыкант Сергей Бурлака рассказал основные вехи биографии и время от времени включал прелюдии и фуги Задерацкого. До нас, к сожалению, дошли произведения, которые были написаны после 1926 года – остальное было уничтожено НКВД по время ареста.

Всеволод Петрович с юности подавал большие надежды. Он родился на Украине, там получил хорошее музыкальное образование. Чтобы обучаться дальше, он переехал в Москву и поступил в консерваторию. Параллельно он учился в Московском университете на юридическом факультете. По материнской линии семья композитора была близка с семьёй Романовых, и таким образом Задерацкого пригласили преподавать музыку для цесаревича Алексея. Раз в неделю для этого Всеволод Петрович ездил в Петербург и знакомил мальчика с музыкальной культурой.
Затем Задерацкий отправился на Первую мировую войну, позже состоял в белой армии. В порыве безумия, когда на глазах Всеволода Петровича жестоким образом расправились с красными пленными, он бежал в стан врага. Там его сразу арестовали и приговорили к расстрелу, который должен был состояться следующим утром. На ночь его разместили в старинной разграбленной усадьбе, где находился рояль. Всю ночь композитор играл на инструменте, а утром его помиловали: в усадьбе находился Феликс Дзержинский, который услышал виртуозную игру и отменил расстрельный приговор.

При следующем аресте в начале 20-х это тоже помогло Задерацкому быстро освободиться. В 37-м году, во время третьего ареста, его всё же отправили в ссылку на Колыму. Там заключённые быстро прониклись композитором. Он был замечательным рассказчиком, а в лагере таких очень ценили, ведь разговоры были единственным развлечением после работы. Иногда Всеволода Петровича оставляли в тюремной избе, где невозможно было даже встать в полный рост, выдали карандаш (никому не давали) и под страхом расстрела обязали его не писать ни одной буквы – только ноты. В таких тяжелейших условиях он творил. Инструменту у него, конечно, не было. Его цикл из 24 прелюдий и фуг, написанных в то время, сейчас стали самыми знаменитыми произведениями автора.
Благодаря огромным усилиям его второй жены (первую супругу с сыном он отправил в Европу, понимая, что им жизни в Советском Союзе из-за мужа и отца-врага народа не дадут) Задерацкий был освобождён спустя два года после каторги.
До конца жизни он не мог играть свои произведения, его произведения запрещалось играть на концертах и другим музыкантам. Композитор скончался за месяц до смерти Сталина, так и не дождавшись реабилитации.
Участники лекции собрались после лекции за чаем и долго обсуждали биографии Задерацкого и других людей искусства, которых репрессировали, и пытались понять, что давало этим людям стимул жить и продолжать творить.