На его инструментах играют такие известные классические гитаристы, как Дмитрий Нилов, Дмитрий Татаркин, Вячеслав Труфанов и многие другие. Инструменты, которые сделал Тимофей Ткач, звучат на всей территории бывшего СССР, а также в странах дальнего зарубежья. Лютьер (человек, занимающийся изготовлением струнных и смычковых инструментов из дерева, - прим. ред.) – это термин предполагающий универсальность, но в последнее столетие произошла специализация большинства мастеров на одном виде инструмента. Тимофей Ткач один из немногих мастеров, кто сохранил эту универсальность и является лютьером в истинном значении этого слова.

Сегодня Тимофей ведёт размеренный образ жизни в очень необычном доме в пригороде Истры (дом этот спроектировал и построил ныне покойный Анатолий Васильевич Рядинский), который является своего рода местной достопримечательностью. Уже 20 лет мастер не думает, куда «пристроить» изготовленный инструмент, а музыканты готовы ждать от года до двух, пока Ткач сделает их заказ.

О том, как российский лютьер сохраняет лучшие традиции изготовления музыкальных инструментов Европы, как выбрать свою гитару и почему ее можно ждать годами, наш материал.

Шаг в никуда

Те, кто помнит 90-е, точно знает, что в то время за работу держались.  И только самый отчаянный романтик мог променять стабильный заработок на мечту. В то время не до самореализации людям было, тут бы от зарплаты до зарплаты дожить.

Наш герой – как раз из тех, кто скорее послушает сердце, чем условный здравый смысл.

– В 90-м году фельдшером на «скорой» мне вполне хорошо работалось. Все шло по накатанной, я привык, задумался в медицинский институт поступить. А потом в августе  поехал с друзьями в отпуск - на байдарках по верхневолжским озерам, по Волге, а когда вернулся и вышел на работу, на меня нахлынуло такое ощущение рутины… Я понял, что ухожу со «скорой». Съездил на первый вызов, вернулся с него написал заявление об уходе, отработал свои два месяца и уволился, - рассказывает Тимофей. – Но тогда я еще не принял решение стать профессиональным мастером, хотя и увлекался гитарой с 15 лет и даже сделал первую гитару под руководством своего первого учителя – Валентина Мицкевича.

Но неожиданно Валентин Мицкевич в 90-м году переехал в США и оставил всё своё оборудование и материал Тимофею.

Тогда Тимофей на последние деньги нанимает машину, через друзей находит помещение и начинает работать.

– Это афера в чистом виде, - улыбается сегодня один из самых успешных мастеров в России, – никаких клиентов тогда не было, зарабатывал я установкой железных дверей.

Всему виной вода

Провидение ли, Божий промысел или звезды так сложились. Но как говорит сам Тимофей, теория вероятности такого количества совпадений не предполагает. Все его важные перемены, связанные с делом жизни, происходили, так или иначе, после того, как Тимофей сталкивался с водой.

Вы же помните, что именно после похода на байдарках по Волге Тимофей бросил все и стал заниматься гитарой? А потоп в мастерской подтолкнул мастера к тому, чтобы изучить смычки.

– На свой День Рождения 22 февраля, я поехал в Питер. О моём местонахождении знала только моя мама. И вот раздается звонок. В Москве, в мастерской, прорвало батареи. А вы представляете? Это цокольный этаж! Я на телефон - обзваниваю своих друзей, они помогли: что успели -  вынесли, - сегодня уже не без смеха вспоминает Ткач. - … Когда приехал в мастерскую – ужаснулся - там ремонтники все раздолбали: трубы-то в стене находились, насыпали кучу земли в середине, влажность смертельная. Понятно, что ни о каких гитарах речи идти не могло. И один из моих друзей говорит: «Попробуй делать смычки», а у меня от Валентина Мицкевича остались какие-то заготовки, поскольку он последние пару лет в России работал в мастерской выдающего скрипичного мастера Дениса Владимировича Ярового, я там довольно много времени проводил, что-то осталось, какие-то заготовки. Другой товарищ принес очень хороший, но сломанный смычок - как образец. А вы знаете, достойные смычки могут стоить от двух до десяти тысяч долларов. Я сел, уперся рогом, через знакомых в Ленинской библиотеке нарыл книгу по смычкам. Экспресс-методом это изучил. Реставрация и изготовление смычков приносила какие-то деньги.

– То есть реставрацией смычков вы начали заниматься, потому что место для них нужно меньше?

– Дело не только в этом. Ведь поймите, гитара – это склейка. Самое страшное, что в мастерской тогда была жуткая влажность. А смычок – это что? Палка. В нем склеек нет.

– Палка за несколько тысяч долларов?

– Послушайте, смычок очень сложно делать.  Это не прямая палочка, там десятые доли миллиметров, если малейшая неравномерность упругости, его начинает «вести», он неправильно срабатывает. Не буду грузить техническими подробностями, просто поверьте на слово, в смычке нет ни одной прямой линии. Смычковые мастера – совершенно отдельная категория, скрипичный мастер не делает смычки.

…Но Ткач – делает. И скрипки тоже.

Скрипка «на спор»

Случилось так, что Тимофей многие годы работал в совместной мастерской со своим другом – скрипичным мастером Юрием Диановым. Он занимался скрипками, наш герой делал гитары, иногда смычки. Но Ткач – человек, что называется, с «пытливым умом». Он изучает все, что встречается ему попутно. Не имея, к слову, диплома об окончании вуза, уровень самоорганизации настолько высок, что он способен, кажется, вникнуть в суть любого предмета, разобраться и применить на практике.

– Я вечно лез, что называется, куда не просят. Замечал ошибки, которые допускали товарищи при изготовлении скрипки. Причем, ребята резонно замечали, что сам-то я ни одной скрипки в своей жизни не сделал. Я разозлился и сделал на спор свою первую скрипку. Оказалась хорошей. Был уверен, что скрипки так и останутся хобби, но со временем стал получать заказы и на них.

Очередь на два года

Почти девять лет мастер подрабатывал, менял мастерские, делал гитары, а потом искал, кому бы их «пристроить». Пока в 99-м году не нашлись люди, сумевшие услышать, что гитара Тимофея Ткача сильно отличается от того, что было предложено на рынке. И с тех пор о новом мастере пошла слава.

– Уже осенью 2000 года у меня стояла очередь на два года вперед, - признается Тимофей.

– А сегодня?

– И сегодня.

– В среднем сколько ждет человек свой инструмент с момента, как он с вами связался?

– Как повезет, от года до двух. Ближайший инструмент, который отдал месяца полтора назад, девочка где-то года полтора ждала. К счастью больше 20 лет передо мной не стоит вопрос куда деть инструмент и это не типичная ситуация для современного мастера. Это другая жизнь совершенно, когда ты представляешь себе клиента, понимаешь, как он играет, есть какое-то человеческое взаимодействие.

– А вы всегда слушаете как играет клиент, перед тем как сделать инструмент?

– В-общем да, стараюсь по возможности.

– Где-то в сети или при личной встрече просите поиграть?

– При личной встрече, как правило.

– Каждый инструмент вы делаете под конкретного музыканта?

– Да.

Отметим, что не только состоявшиеся музыканты из мира классической музыки становятся заказчиками русского лютьера. Бывает так, что хорошую гитару или скрипку приобретают и новички, сами не зная, что инструмент помогает их творческому росту.

– В 2002 году сделал инструмент для студентки из Харькова. Симпатичная, худенькая поиграла -  ну никак. Ребята мне говорят «Ты что, отдай другим». Прошло 20 лет. Случайно смотрел видео на youtube, прекрасный дуэт.  Пригляделся – та девочка превратилась в крутейшую гитаристку, - не без гордости говорит Тимофей. -  Тогда я думал, что отдаю инструмент в никуда. От нее я просто никак не ожидал результата, в голову не приходило, что из неё может вырасти такая солистка. Оказалось, она сделала прекрасную карьеру и до сих пор играет на моей гитаре.

Где научиться делать инструмент?

Прочитав текст, наверное, некоторые задумались о том, чтобы попробовать свои силы в изготовлении инструмента.

Хорошая новость – научиться этому делу можно, правильнее сказать, перенять мастерство. В России у немногих, но в том числе у Тимофея. Плохая – Ткач берет в ученики далеко не всех.

На сегодняшний день по всему миру работает десять учеников Тимофея Ткача. Кто-то из них специализируется на реставрации инструмента, кто-то создает свой. Так, например, один из известнейших мастеров – учеников нашего героя, представленных на мировой арене – Владимир Дружинин, его гитары продает крупнейший салон Лос-Анджелеса. Дружинин, к слову, по образованию физик-ядерщик, сын ученых, окончил Новосибирский университет. Шесть лет отработал в ядерном центре.  Одновременно с этим закончил джазовый колледж по контрабасу. А в 2010 резко поменял свой жизненный путь и пришел учиться к Тимофею. Тогда ему было 27 лет, и Владимир стал самым молодым воспитанником мастера.

– Кого вы берете, какие знания и навыки уже должны быть у человека?

– Какая-то подготовленность музыкальная должна быть, человек должен иметь представление об инструменте, как на нем играть. Дальше с учетом специфики, можно идти в это дело. Но только при одном условии -  если ты не видишь для себя другого пути. Все твое внимание должно быть туда погружено.

– Сомневающихся вы не принимаете?

– Не принимаю.

– Сколько длится облучение?

– Чтобы человек мог двигаться самостоятельно, самостоятельно расти – в общем пять лет.

– Для вас сегодня задача стоит не просто заниматься своим делом, но сделать так, чтобы эти знания жили дальше?

– Вы правильно понимаете, это я рассматриваю, как главную задачу. Когда я начинал, в Испании был еще расцвет гитарной школы, но за эти 40 лет, катастрофическая история, великих мастеров не осталось, по большому счету и школа деградировала в целом .

Это очень серьезная часть моей самореализации. Ученики – это, что заставляло меня двигаться, так как с одной стороны я за них отвечаю, а с другой стороны они вносят свой вклад в развитие школы. Надеюсь, нам удастся сохранить эти знания в максимальном объёме.

Вместо послесловия

Очевидно, что дело, которое выбрал Тимофей Ткач – в корне противоречит современному миру, ритму жизни. Он делает инструменты вдумчиво, не спеша. Так и живет, со вкусом.