Образование – больше не услуга (2 фото)
В Госдуме в третьем чтении приняты изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Речь идет об исключении из законодательства понятия «образовательная услуга».
Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова отмечает, что принятыми новеллами реализуется поручение Президента России от 24 сентября 2021 г. в части исключения из законодательства понятия «образовательная услуга». Омбудсмен подчеркивает: принятые нормы не повлияют на действующее правовое регулирование образовательной деятельности, в том числе на предоставление общедоступного бесплатного образования.
«Трактовка образовательного процесса с точки зрения «услуги» шла вразрез и с базовым правом гражданина на образование, заложенным Конституцией РФ, – говорит Екатерина Семёнова. – Часть 2 статьи 43 Основного закона устанавливает: дошкольное и основное общее образование в государственных и муниципальных учреждениях относится к гарантиям государства. Государство не вправе отказать в предоставлении общего образования. А это ещё один аргумент в пользу того, что сферу образования нельзя рассматривать в разрезе правоотношений, возникающих только лишь в рамках гражданского законодательства. Принятый в третьем чтении законопроект возвращает вопрос об образовании к его пониманию, заложенному в Конституции Российской Федерации».
Комментарий депутата Госдумы, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергея Колунова:
– Такое понятие как «услуга» подразумевает взаимодействие двух сторон – «исполнителя» и «заказчика». В Гражданском кодексе РФ дано определение договора на оказание услуг. Практика показала, что данная терминология не вписывается в образовательный процесс. Дети и преподаватели не подпадают под категории «заказчик» и «исполнитель», между ними не фиксируются договорные отношения. Вместе с тем, термин «услуга в сере образования» стал ключевым при выстраивании взаимоотношений между государственными органами и образовательными учреждениями, преподавательским составом и обучающимися, а также их родителями.
Старая поговорка «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» в данном случае сработала на все 100%. Родители и даже дети стали воспринимать учителей с точки зрения потребителя услуги. Ушла традиция русского и советского школьного наставничества. Воспитательные процесс, внеклассное общение вытеснили на второй план.
Поддержаны изменения в Федеральный закон, направленные на исключение термина «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» из статей, регулирующих вопросы финансирования образования (статьи 2, 36, 88 и 99 Федерального закона). Сформулирована новая терминология: «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания» с отсылкой на бюджетное законодательство Российской Федерации.
Отмечу, что принятые изменения позволят исключить неоднозначность в толковании законодательства Российской Федерации в части использования понятия «государственная и муниципальная услуга в сфере образования».