Ко Дню народного единства в Центральном парке в Пушкино подготовили выставку костюмов «От края до края». Можно было увидеть сарафаны, которые носили в Олонецкой, Архангельской и Рязанской губерниях, на юге России и в нашем городе; одежду донских казаков; украинские, татарские и немецкие национальные костюмы. Кроме того, сотрудники домов культуры и экскурсоводы рассказывали об истории каждого элемента.

Алла Жигарева, возглавляющая ДК «Ашукино», училась в московской студии «Русские начала». Там показывали настоящие костюмы, характерные для Русского севера, и учили шить одежду Каргопольского уезда, побережья Белого моря, нижегородских деревень. И всё – только руками. Гуляющие в парке обращали внимание на яркие сарафаны и очень удивлялись, что при изготовлении не использовалась швейная машинка. На каждый костюм уходит довольно много времени – на какой-то полгода, на другие – больше. Всё зависит от элементов.
На севере в основном носили костюмные комплексы с сарафанами – косоклинными, круглыми. На юге чаще использовали клетчатые панёвы, богато расшитые по низу. Вообще в каждой губернии много различий , традиций при пошиве одежды. Сейчас сложно найти материалы, из которых шили несколько веков назад. Хотя у меня есть пестрядинный костюм, настоящую пестрядь я купила на вернисаже. Домотканину иногда привозят из деревень», – поясняет Алла Жигарева.

После праздника выставка костюмов откроется в деревне Данилово. До этого костюмы выставлялись в ашукинских ДК и библиотеке. Большую часть времени экспонаты хранятся у мастерицы дома.

Другие костюмы с однодневной выставки в парке можно увидеть в Пушкинском краеведческом музее. Экскурсовод Людмила Филатова привезла реконструкции костюмов, в них ходили в XVII – XVIII веках в Пушкино. Традиции русского костюма в Московской губернии ушли достаточно рано. Раньше, например, свадебная одежда переходила от матери к дочери, со временем одни и те же изделия передавались из деревни в деревню. С XVIII века наш округ полюбили дачники, к тому же многие крестьяне стали работать на ткацкой фабрике, поэтому носили другую одежду.

Незамужние девушки надевали головной убор с открытой верхушкой, у них виднелась коса. Если девушка не просватана, в волосах была одна лента. Когда невеста готовилась к свадьбе, вплетала уже две ленты. А выйдя замуж, меняла головной убор – верхушка становилась закрытой, по возможности волосы убирали совсем», – отмечает Людмила Филатова.

Из Талицкого Дома культуры привезли подлинную одежду, изготовленную в конце XIX – начале ХХ веков! В них ходили женщины из села Секирино, оно существует в Рязанской области и сейчас. Заведующая ДК окончила отделение народного хора, ездила по деревням, записывала песни. Так и собралась коллекция из платьев, которым больше ста лет. Поначалу артисты выступали в этой одежде, но теперь жалко использовать их по прямому назначению: ветхая ткань практически не подлежит реставрации, опасно стирать даже вручную.

Крестьяне жили, как правило, небогато, поэтому приходилось экономить и ухищряться красиво выглядеть. Людмила показала, что женщины шили платки из кусков (не хватало ткани), в месте где завязывались концы, не крепили бахрому, верхний клин делали из красивого материала, нижнюю часть, прилегающую к голове, шили из кусочков попроще (иногда их отпарывали и стирали, другие на этом место пришивали новые заплатки).

Для создания атмосферы в окружении костюмов выступал ансамбль "Душа атамана" из челюскинского ДК "Импульс".