Рынок энергетики ожидают перемены?
Выводы ЮЭК по итогам участия в заседании Комитета Госдумы по энергетике. Комитет Госдумы по энергетике рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, создающий правовые основы управления спросом на электроэнергию на ОРЭМ (Оптовый рынок электроэнергии и мощности России).
Речь идёт о свежем правительственном законопроекте № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности), внесённом в Госдуму в конце октября и рассмотренном на заседании комитета 7 декабря 2022 г.
Суть управления спросом на электроэнергию состоит в добровольном изменении конечными потребителями их обычного графика нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на рынке электроэнергии или стимулирующие выплаты для уменьшения пиковой нагрузки в энергосистеме.
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и направлен на:
– создание правовой основы для функционирования агрегаторов на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее – оптовый рынок), обеспечение применения агрегации спроса и предложения в электроэнергетике;
– решение проблемы ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Проектом федерального закона дается определение и закрепляется правовой статус агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии, а также вводится новая разновидность услуг – услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Проект федерального закона также наделяет Правительство Российской Федерации компетенцией по установлению порядка организации и проведения отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления.
Проект федерального закона является следующим этапом развития механизма управления спросом в электроэнергетике и направлен на распространение положительного опыта реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничных рынков электрической энергии, запущенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности», на оптовый рынок.
По информации АО «СО ЕЭС», экономический эффект, полученный всеми покупателями оптового рынка за 2021 год, составил 1 731 млн рублей, в том числе для потребителей, не участвовавших в управлении спросом, 815 млн рублей. В случае применения предусмотренного проектом федерального закона учета объемов управления спросом в конкурентном отборе мощности на указанный период дополнительный расчетный эффект от снижения цены на мощность на конкурентном отборе мощности для всех покупателей оптового рынка составил бы 1,1 млрд рублей.
Кроме того, проект федерального закона регулирует вопросы финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.
Отсутствие мониторинга показателей финансовой дисциплины, отражающих исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, не позволяет оперативно реагировать и воздействовать на недобросовестных гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации, нарушающих платежную дисциплину по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике, как правило, начинается с потребителей оптового рынка, при том, что значительный потенциал сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых потребителей, а также в бытовом секторе.
Но ресурс у розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором или коммерческим оператором оптового рынка слишком высоки. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей. Механизм обкатан в рамках пилотного проекта и показал свою эффективность.
Пилотный проект по функционированию модели управления спросом на электроэнергию в России стартовал в 2019 году. С 2021 года он показал устойчивый положительный эффект от учета ресурсов управления спросом в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед (РСВ) для всех покупателей оптового рынка. Всего за период с июля 2019 по сентябрь 2022 гг. экономический эффект от снижения стоимости электроэнергии на РСВ для потребителей составляет 3 473 227 тыс. рублей. Также пилотный проект показал наличие большого разнообразия технологий, позволяющих управлять электропотреблением потребителей розничного рынка разного типа.
Для законодательного оформления целевой модели управления изменением спроса на электроэнергию, нормами законопроекта предусмотрено:
- введение новой категории субъектов оптового рынка – агрегаторов управления изменением режима потребления электроэнергии, определение требований к их участию на оптовом рынке, внедрение новой услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
- введение в законодательство необходимых понятий;
- наделение Системного оператора полномочиями по организации и проведению отборов исполнителей услуг, а Совета рынка - функциями по осуществлению контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления;
- закрепление гарантии, что расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не учитываются при установлении тарифов на электроэнергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Предполагается, что создание профессиональных организаций – агрегаторов управления спросом позволит дать потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние «вредной» и дорогой пиковой генерации на состояние окружающей среды.
Также законопроект вводит понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций», что должно повысить уровень соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями показателей.
Законопроект рекомендовали к принятию в первом чтении. Его окончательное принятие будет не ранее осенней сессии следующего года.
Автор публикации: АО «ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ»