Экспозиция диорам «Дороги войны» открылась в Реутове (5 фото)
В преддверии 9 Мая здесь открылась уникальная экспозиция диорам «Дороги войны», автором которой является реутовчанин Александр Жаров. Моделист рассказал о проделанной работе, а также о сценах, которые запечатлел в своей реконструкции.
22 июня 1941 года Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар фашистских войск. Немцы рассчитывали взять укрепление за считаные часы, однако гарнизон сражался с мужеством, которое ошеломило и затормозило противника. Сегодня эта крепость первой встречает гостей на выставке диорам «Дороги войны» в Музейно-выставочном центре Реутова.
– Я работал над ней полгода, – рассказывает автор работ, моделист, реутовчанин Александр Жаров. – Начал на самоизоляции, а закончил как раз накануне майских праздников. Крепость, как и сама основа, выполнена из пенопласта, в основе моста – палочки от мороженого и деревянные шпажки, эффект воды создает застывшая эпоксидная смола, а в роли травы выступает синтетический лен.
– Я работал над ней полгода, – рассказывает автор работ, моделист, реутовчанин Александр Жаров. – Начал на самоизоляции, а закончил как раз накануне майских праздников. Крепость, как и сама основа, выполнена из пенопласта, в основе моста – палочки от мороженого и деревянные шпажки, эффект воды создает застывшая эпоксидная смола, а в роли травы выступает синтетический лен.
Брестская крепость поражает точностью исполнения – на стенах видны следы от пуль и снарядов, под ногами у бойцов – обломки кирпича и осыпавшейся штукатурки, а доски моста истерты и, кажется, вот-вот проломятся под тяжестью вражеского орудия. Однако главное здесь – лица. Они словно живые. Вся гамма эмоций отражена в чертах советских защитников и немецких солдат. Их гнев, боль, ярость, отчаяние почти осязаемы. Такой эффект не случаен, ведь каждую фигурку моделист наделяет реальным лицом.
– Мой главный источник вдохновения – Ленинская библиотека, – признается Александр. – В ее обширных архивах есть и редкие снимки, и воспоминания ветеранов, и военные записи наших солдат. Главное – не лениться искать и уметь замечать самое важное.
– Мой главный источник вдохновения – Ленинская библиотека, – признается Александр. – В ее обширных архивах есть и редкие снимки, и воспоминания ветеранов, и военные записи наших солдат. Главное – не лениться искать и уметь замечать самое важное.
Сюжеты для некоторых работ моделист черпает в истории собственной семьи. Например, в центре сюжета диорамы «Скорбный путь» – группа пленных, привезенных в вагонах в концлагерь на территории оккупированной Белоруссии. Среди узников бросается в глаза измученная женщина, ведущая за руку двух маленьких девочек.
– Это моя бабушка Наталья Никитична, тетя Зинаида Федоровна и мама Нина Федоровна, – рассказывает моделист. – Им довелось пережить весь ужас нацистских лагерей. От деревни Комары в Тверской области они дошли пересылками до предместий Мюнхена. Там в 1945 году их и освободили американцы.
На выставке в Реутове представлены 23 диорамы мастера, хотя за плечами Александра Жарова – более полусотни работ. Многие из них живут в музеях, магазинах и частных коллекциях России и Белоруссии. Поделиться своим мастерством художника приглашают моделисты из разных стран мира.
– Я поддерживаю связь с коллегами из России, Китая, Испании, Италии, Германии, – рассказывает Александр. – Примечательно, что у каждой страны – свой стиль моделирования. Ближе всего нам по духу и реализму китайская школа, а вот у испанцев фигурки получаются красивые, но мультяшные.
– Это моя бабушка Наталья Никитична, тетя Зинаида Федоровна и мама Нина Федоровна, – рассказывает моделист. – Им довелось пережить весь ужас нацистских лагерей. От деревни Комары в Тверской области они дошли пересылками до предместий Мюнхена. Там в 1945 году их и освободили американцы.
На выставке в Реутове представлены 23 диорамы мастера, хотя за плечами Александра Жарова – более полусотни работ. Многие из них живут в музеях, магазинах и частных коллекциях России и Белоруссии. Поделиться своим мастерством художника приглашают моделисты из разных стран мира.
– Я поддерживаю связь с коллегами из России, Китая, Испании, Италии, Германии, – рассказывает Александр. – Примечательно, что у каждой страны – свой стиль моделирования. Ближе всего нам по духу и реализму китайская школа, а вот у испанцев фигурки получаются красивые, но мультяшные.
В планах на этот год – создать диораму из истории блокадного Ленинграда. Уже и сюжет живет в сердце: знаменитый блокадный трамвай, который везет снаряды на линию фронта. Героем второй диорамы станет дедушка Жарова, ушедший на фронт 24 июня 1941 года, раненный при взятии Бреслау и умерший от ран в госпитале всего за день до Победы.
– Мы крепко связаны с нашими предками нитями судьбы, – говорит он. – И память, которую мы храним, во многом формирует нашу реальность. Вот почему важно, чтобы истории о наших защитниках продолжали передаваться от родителей к детям.
К слову, дети на выставку Жарова приезжают с родителями не только из Реутова, но и из Москвы и других городов Подмосковья.
– Диорамы поражают детализацией, – признается москвичка Инна Дерябина, посетившая выставку с супругом и сыном-первоклассником. – Это живая иллюстрация к урокам истории.
– Мы крепко связаны с нашими предками нитями судьбы, – говорит он. – И память, которую мы храним, во многом формирует нашу реальность. Вот почему важно, чтобы истории о наших защитниках продолжали передаваться от родителей к детям.
К слову, дети на выставку Жарова приезжают с родителями не только из Реутова, но и из Москвы и других городов Подмосковья.
– Диорамы поражают детализацией, – признается москвичка Инна Дерябина, посетившая выставку с супругом и сыном-первоклассником. – Это живая иллюстрация к урокам истории.
Источник: